Профилактическая работа в сфере противодействия деструктивным молодежным движениям, в том числе через сеть Интернет
С развитием информационных технологий нарастают угрозы распространения информации, представляющей опасность для детей, обостряются проблемы распространения деструктивных течений. Наибольшую актуальность приобрела тема вовлечения несовершеннолетних в группы экстремистских, националистских и других направлений посредством сети Интернет.
Предложенные рекомендации позволят минимизировать деструктивное воздействие на подростковое население, а также повысить уровень медиакопетентности взрослых.
- Понятие и сущность субкультур. Криминальная субкультура.
Офники. Кежуал. Скулшутинг.
Молодежная субкультура - это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры.
Молодежные движения деструктивного характера - это неформальные движения, призывающие молодого человека к совершению противоправных действий и пропагандирующие девиантное поведение.
Участников деструктивных объединений отличает:
- претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);
- уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных;
- убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);
- общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, «жаргон»);
- ослабление связей с родственниками, прежними друзьями;
- замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
На данный момент наибольшее распространение на территории РФ получили следующие деструктивные субкультуры:
- «АУЕ» («арестантское уркаганское единство», «арестантское уголовное единство», «арестантский уклад един») - пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак», определением смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни.
- «Офники» (околофутбольные фанаты) - движение, основанное на футбольной тематике, участники устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, которое выкладывают в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.
- «Кэжуал» («поясни за шмот») - данное движение очень близко к «офникам». Как правило, приверженцами данного движения являются футбольными фанатами, которые могут потребовать от прохожего рассказать, за какую футбольную команду он болеет, а также спровоцировать конфликт, если человек носит одежду определенных марок производителей и не является участником движения.
- «Скулшутинг» («колумбайнеры») - последователи учащихся школы "Колумбайн” штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.).
Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они, так или иначе, пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.
Новым явлением для нашей страны является пропаганда так называемой криминальной субкультуры. В последние годы происходит довольно активная экспансия данного течения на несовершеннолетних, что способствует формированию асоциального поведения, совершению правонарушений.
Криминальной субкультуре, в отличие от любой другой, присущ преступный образ жизни, что находит свое выражение в характерных особенностях, проявляющихся традиционно в исправительных, воспитательных, образовательных организациях, так и за их пределами:
- отрицание общепринятых норм, попрание прав личности, выраженное в жестоком и циничном отношении к законопослушным гражданам, слабым и беззащитным, отсутствие чувства сострадания;
- тесная связь с уголовными традициями;
- жесткая иерархия (наличие своеобразного «табеля о рангах»);
- обязательность следования установленным субкультурой нормам и правилам;
- наличие враждующих группировок, борющихся за определенные сферы влияния (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, организация занятия проституцией, ритуальные услуги и т.д.);
- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения;
- отрицание трудовой деятельности и обесценивание результатов труда (проявление фактов вандализма);
- неуважение прав собственников (совершение и оправдание хищений);
- нечестность и скрытность по отношению к «чужим»;
- распространённость тюремной лирики;
- наличие фактов вымогательства денежных средств, одежды, продуктов питания и т.д.;
- нанесение татуировок;
- поощрение циничного отношения к женщине, половая распущенность, насильственный и добровольный гомосексуализм;
- распространенность азартных игр;
- наличие кличек;
- отказ от участия в общественных мероприятиях и иных позитивных форм общественной жизни;
- деление на «обиженных» и «опущенных», их эксплуатация и глумление над ними;
- наличие «прописки» (принятие новичка в криминальную группу);
- распространенность различных поделок и иной криминальной атрибутикой (ножи, браслеты, сувениры и т.д.).
Также отличительной особенностью криминальной субкультуры является то, что она служит не только для удовлетворения «духовных» потребностей преступного мира, но и для его финансирования, обеспечения его жизнеспособности.
Таким образом, очевидно, что криминальная субкультура носит исключительно негативный характер, служит мощным инструментом пропаганды криминального образа жизни и средством воспроизводства преступности. Жизнь многих молодых людей, вовлеченных в криминальную субкультуру, изменяется навсегда, как правило, вернуться к нормальной жизни уже невозможно.
Также среди подросткового населения набирают популярность молодежные движения «Офников» и «Околофутбольщиков».
«Офники» («Околофутбольщики») - деструктивное молодежное движение, основанное на футбольной тематике. Возрастные рамки увлечения этим движение составляют лица в возрасте от 15 до 20 лет. Как правило, это школьники-подростки, студенты, молодые люди. Данной возрастной категории свойственно отрицание общепризнанных ценностей и авторитетов, стремление выделиться, желание что-то доказать.
В большинстве случаев, вовлечение в «околофутбольное» движение происходит через социальные сети, вербовщики обращают внимание на следующее:
- неразрешенные конфликты в семье, окружение, особенно на спортивной теме;
- ставки на спорт/киберспорт;
- агрессивный образ жизни;
- многочисленные подписки на агрессивные сообщества;
- фото - видеоконтент с драками, холодным либо огнестрельным оружием, крови, изображением волков, лис, тигров, иных хищных животных;
- стиль одежды.
Если лицо потенциально подходит для вербовщиков, то наступают действия по его вербовке:
- добавиться в список друзей аккаунта социальной сети, начать отвлеченный диалог;
- попросить подписаться на депрессивные, агрессивные и иные сообщества, пропагандирующие девиантное поведение;
- если возраст небольшой - начать входить в круг доверия при помощи игр, приложений, видео и т.д.;
- найдя «точки соприкосновения», изучить обратную связь: мнение о движении «околофутбольщиков», обсудить межэтнические вопросы и пр.;
- начать радикально настраивать против друзей, родителей.
После того, как вербовщик понимает, что подросток активно поддерживает диалог и проявляет интерес к движению, он начнет призывать усилить анонимность - установить пароли на гаджеты, создать фейковые аккаунты (с некорректными установочными данными, например с измененным именем, фамилией, датой рождения и местом проживания). При попытках выхода завербованного лица из сообщества, могут последовать шантаж, угрозы.
В образовательных организациях вербовка участников идет по классической хронологии. В коллективе появляется активный «офник», он начинает рассказывать об «околофутбольном» движение среди своего окружения, постепенно, вовлекая иных участников.
Участники сообществ «околофутбольщиков» предпочитают одежду определенных марок, основные из которых: TommyHilfiger, StoneIsland, Burberry, FredPerry, Napapijri, TheNorthFace, RalphLaurenPolo, Thrasher, Supreme, VansOldShool, Гоша Рубчинский, также носят камуфлированную одежду, джинсы с подворотами, панамы. Среди приверженцев данного движения также популярна одежда с агрессивными изображениями, такими как черепа, кастеты, скрещенные ножи. На своих вещах используют слоганы: «13/12 невиновных нет», «трезвая и злая молодежь, моя честь моя верность».
В среде российского футбольного хулиганства очень сильны идеи национализма и языческого мировоззрения. На близость языческого мировоззрения и субкультуры «околофутбольщиков» указывает рунический шрифт, который используется в публикуемом фото-видеоконтенте, на одежде и в татуировках.
Среди «офников» существует такое явление, как «Кэжуал» («поясни за шмот»). К примеру, человек, который идет по улице в брендовой, камуфлированной одежде, либо вещах с атрибутикой футбольных команд, но не имеющий никакого отношения к субкультуре «околофутбольщиков», попадает в поле зрения «офников», которые могут избить или заставить снять эту вещь.
Следующим опасным молодежным деструктивным движением является «Скулшутинг» («колумбайн»).
Мировое явление, получившее название «скулшутинг» (стрельба в школах), или «колумбайн» (по названию образовательной организации в США, где произошел один из самых массовых расстрелов), известно в западном мире на протяжении как минимум последних 30 лет. Однако до России оно добралось сравнительно недавно - крупнейший и наиболее трагический случай произошел в г. Керчи. И это одна из самых опасных форм деструктивного поведения.
Технически описать «скулшутинг» просто - подросток находит оружие, приходит с ним в школу и расстреливает всех, кто попадается ему на глаза, затем (чаще всего) совершает самоубийство.
Объективной статистики, всестороннего анализа явления в России нет, для нас эта проблема нова. А вот в странах, где стрельба в школах стала трагической повседневностью, уже пришли к выводу, что характеристики потенциального массового убийцы нет. То есть, нет типа школьников, наиболее склонного к расстрелам. Некоторые жили в идеальных семьях, некоторые были приемными, у большинства были близкие друзья, а кто-то был одиночкой.
Тем не менее, некоторые общие черты всех стрелков можно выделить. Во-первых, они не спешат, а длительно планируют совершение противоправного деяния, обзаводятся оружием. Они часто и в течение длительного времени говорят о планах на насилие. То есть предупредить совершение противоправного действия можно, если вовремя получить информацию о намерениях подростка.
Среди внешних факторов, которые подталкивают к «скулшутингу», стоит выделить:
- отсутствие внимания со стороны родителей, частые ссоры в семье;
- так называемый «буллинг», то есть травля со стороны одноклассников;
- смерть близких или друзей;
- знакомство с материалами, рассказывающими о «скулшутинге»;
- доступ к оружию.
Внутренние факторы - это:
- депрессии;
- ведомость и внушаемость;
- очевидные психологические отклонения;
- потеря чувства необратимости совершаемых поступков из-за видеоигр в раннем детстве.
- Организация работы по противодействию деструктивным
молодежным движениям.
Наибольший эффект по предупреждению асоциального поведения среди молодежи может быть достигнут лишь совместными усилиям всех субъектов системы профилактики.
Комплексная работа сотрудников полиции, педагогов, психологов и родителей по формированию и развитию семейных, патриотических, нравственных, религиозных, философских ценностей (любви, дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки, взаимоуважения) у ребенка должна осуществляться с самого раннего возраста.
Профилактическая работа с лицами, находящимися в группе риска, потенциально способными приобщиться к деструктивным молодежным движениям должна сводиться к формированию такого сценария поведения, при котором лицо почувствует себя значимым для общества и для общего дела. В этой связи необходимо переориентировать «потенциально опасных» подростков на позитивную деятельность. У несовершеннолетних важно сформировать внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными, а достижение и решение этих задач отвечает их собственным интересам.
Сотрудникам полиции необходимо постоянно поддерживать контакт с социальными педагогами и психологами с целью обмена информацией о поведении и степени социально-психологического благополучия интересующей группы. Необходимо получать информацию о лицах, пропагандирующих девиантное поведение, а также причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям деструктивной направленности.
Проводить профилактическую работу необходимо не только среди учащихся учебных заведений, но с их родителями. Необходимо разъяснять им признаки негативного влияния асоциальных групп на личность подростка (недоверие, агрессивное поведение, эмоциональный дискомфорт, непринятии себя), способы вовлечения в вышеуказанные группы, указывать на необходимость контроля круга общения своего ребенка, как в реальной жизни, так и в социальных сетях.
Главная задача совместных усилий сотрудников полиции, социальных педагогов, психологов и родителей должна состоять в доведении до подростка необходимости сопротивляться негативному влиянию СМИ, «друзей и товарищей», идеализирующих асоциальное поведение.
В современном мире распространению деструктивных молодежных движений способствует сеть Интернет. Широкое распространение получили социальные сети («В контакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter» и др.), с использованием которых осуществляется пропаганда девиантного поведения и вовлечения молодежи в асоциальные группы.
В соответствии с частью 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение в сети Интернет:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействий), распространение которой запрещено федеральными законами;
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, создающих угрозу для жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.
С целью оптимизации деятельности по противодействию влияния на подростков асоциальных групп рекомендуется:
- ориентировать администрацию образовательных организаций, педагогических работников, психологов на:
- 1)незамедлительное информирование органов внутренних дел о несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, а также причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям деструктивной направленности, фактах размещения в сети Интернет сведений противоправного характера;
- 2)работу с подростками по пропаганде здорового образа жизни, формированию гражданственности и патриотизма, предупреждению участия подростков в несанкционированных собраниях, митингах, пикетированиях, вовлечения в противоправную деятельность, в том числе экстремистской направленности;
- проводить лекции и беседы с педагогическим составом образовательных организаций и родителями учащихся по вопросам предупреждения чрезвычайных происшествий в учреждениях, обсуждать деструктивное поведение учащихся и студентов, разъяснять необходимость установления с детьми доверительных отношений и правила блокировки запрещенной информации в сети Интернет;
- совместно с заинтересованными органами организовать проведение различных тематических мероприятий (конкурсы рисунков, круглые столы, квесты, соревнования и др.) и уроков «Кибербезопасности», с разъяснением негативных последствий участия в деструктивных молодежных движениях и способах вовлечения в указанные группы;
- отдельное внимание уделять предупреждению распространения криминальных субкультур в специальных учебно - воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (осуществление контроля за доступом воспитанников к сотовой и Интернет связи);
- при получении информации о несовершеннолетних, входящих в группу деструктивной направленности в социальной сети Интернет, принимать участие в проведении профилактической работы с ними, их родителями (иными законными представителями), инициировав привлечение сотрудников оперативных подразделений территориальных органов внутренних дел, педагогов, психологов.
ЦПЭ МВД по Республике Крым